Двое во вселенной: «La corrispondenza», или «Переписка»
Аннотация:
Эд и Эми — ученый и студентка, изучающие теорию струн и космических двойников, вселенную и параллельные измерения. Они — родственные души, созданные друг для друга. Их любовь не знает границ и расстояний. Но внезапно Эд исчезает. И все, что у нее остается — это регулярно приходящие от него послания. В какую игру втягивают Эми? Эксперимент ученого, решившего скрыться от мира? Или игру высших сил, посылающих ей любимого в чужих обличьях? Или она продолжает видеть свет погасшей звезды?
Русское название этого фильма от итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе «Пара главных героев фильма – Эд Ферум и Эми Райан – были сыграны Джереми Айронсом и Ольгой Куриленко. Если первый сразу привносит в настрой фильма ноту мистичности, мелодраматичность и таинственность, то на второй – Куриленко, по крайней мере для меня, лежит печать девушки Бонда, и, начав смотреть фильм, я не знал, чего ожидать от картины и от самой героини. Но Ольга сыграла драматическую роль великолепно, хотя в паре сцен можно заметить некую натянутость.
Оставим пока в стороне кинематографические стороны этого фильма, о них можно почитать на Кинопоиске, рассмотрим его идеи. Тем более мне всегда интересны именно идеи, способ их подачи, а не внешние оболочки.
Научные идеи фильма
Читая такую завлекательную аннотацию про теорию струн и параллельные измерения, бла-бла-блаа..., ожидаешь супернаучную фантастическую историю, ждешь чего-то такого... чего-то научно-фантастического. Но фильм оказывается простым мелодраматичным повествованием про влюбленных, хотя и интересным. Скорее, это картина про чувства, лирику любви, попытку преодолеть непреодолимое – неожиданную разлуку.
Да, Эми Райан является студенткой британского (или шотландского, ведь речь идет об Эдинбурге как об одном из мест обучения) астрономического колледжа или института и занимается проблемами наблюдения за дальними звездами и галактиками, объяснением их поведения, возникновения и развития, возможно, в свете новомодной теории струн. А профессор Эд Ферум является преподавателем в нем, научным руководителем Эми и её любовником. Но кроме этого, в фильме никаких научных теорий.
Параллельные вселенные, теория двойников людей и событий в них? Вмешательство высших сил??
Возможно эти теории можно принять как одно из объяснений продолжающего общения между Эми и Эдом, хотя уже не доходя до середины, а может и трети фильма, становится ясным способ этого общения. Способ общения через смс-ки и видеопослания, которые приходят в определенный момент жизни Эми и просто в случайный момент, и посылаются ей почтовой службой или доверенными людьми Ферума.
Эксперимент? Возможно. Продолжение наблюдения за светом дальней умирающей звезды, звезды любви? Как мелодраматичное объяснение подойдет. Хотя в возможность такого метода и составления алгоритма сложного взаимодействия людей и почтового сообщения сложно поверить. Сложно предугадать время событий и реакции самой Эми, ведь для этого надо быть гением и провидцем. Но, видимо, Эд Ферум был большим знатоком души Эми, хорошо её узнал и всё предугадал.
Мелодраматичные идеи
Попрощавшись со своим возлюбленным и улетев в свой город, Эми продолжает общаться с ним через смс-ки и видеопослания, но никак не по телефону из-за того, что Эд женат и у него есть семья и взрослые дети. Проходит, наверно, месяц, и неожиданно она узнает, что Эд исчез (спойлеры...), и она уже не увидит его никогда. Но продолжающие приходить от него послания не дают ей поверить в это. Вечная любовь через расстояния и время? Что же стоит за этим? Или кто?
Эта разгадка разгадывается почти сразу, кто и зачем, но попытки забыть свою любовь даются героине сложно и душераздирающе. И она до конца проходит этот период, пока послания не перестают приходить, и с чистой душой прощается со своей привязанностью.
Вот об этом периоде, о её попытках примириться с потерей и попытках Эда примирить Эми с потерей, оставить ей то, что поможет пройти сложный период, весь фильм. Красивый мелодраматичный, лиричный... и немного нелогичный, но ради красоты и мелодрамы можно простить нелогичность идей.
– Красота требует жертв, в том числе и среди мыслительных способностей, ха-ха, – сказала одна блондинка другой. Как-то так, тем более любовь сама по себе нелогична.
Вернемся к кинематографическим достоинствам фильма.
Джереми Айронс великолепен, хотя его роль в фильме небольшая. Ольга Куриленко тоже великолепна, но мне почему-то показалось, что на эту роль больше подошла бы Чулпан Хаматова или кто-то другая. Но таков выбор режиссера. Джузеппе Торнаторе, видимо, понимал придыхание бондианы и поэтому вставил в фильм сцены съёмок экшн сцен для Куриленко. Хотя они выглядят чуждо на фоне лиричного настроения, красивых пейзажей старинных замков и просто зданий Шотландии и Италии, которые были сняты оператором великолепно .
Корреспонденция... или Переписка, вообще общение через письма в прошлом, а в современности через смс и интернет, видео или аудио чаты довольно романтично. Ты идеализируешь собеседника, и потом всегда можно отдохнуть от него, если устанешь от общения.
Судя по немного мрачной погоде, можно сказать, что фильм снимался осенью, но, возможно, это было сделано специально, чтобы подчеркнуть терзания и боль героини.
Финальная сцена фильма со скульптурой меня озадачила, она тоже как-то не вписывалась в настрой фильма, но её можно принять в мелодраматичном задумчивом настроении, которое появляется в концу просмотра.